Опишите требования, предъявляемые к дорожным одеждам, назначение конструктивных слоев дорожной одежды, приведите классификацию дорожных одежд.  

Опишите требования, предъявляемые к дорожным одеждам, назначение конструктивных слоев дорожной одежды, приведите классификацию дорожных одежд.

Дорожную одежду, представляющую собой многослойную конструкцию, укладывают на тщательно спланированные и уплотненные верхние слои земляного полотна.

Материалы дорожной одежды воспринимают растягивающие напряжения и накапливают пластические деформации от колес автомобилей, распределяют и передают давление от транспортных средств на грунты земляного полотна.

Напряжения, возникающие в слоях одежды при движении автомобиля, с глубиной затухают. Это позволяет проектировать дорожную одежду многослойной, применяя в отдельных слоев покрытия, основания и дополнительного слоя основания.

Покрытие- верхняя часть дорожной одежды воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся воздействию атмосферных факторов. Покрытие должно быть плотным, прочным, ровным, шероховатым, должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части в любое время года. Поскольку покрытие устраивают из наиболее дорогостоящих материалов, ему придают минимально допустимую толщину.

В целях безопасности движения и защиты верхнего слоя покрытия от проникновения в него влаги устраивают поверхностную обработку , которая способствует повышению прочности и шероховатости гладких покрытий в процессе эксплуатации. Шероховатость покрытия обеспечивается за счет применения каменных материалов, устойчивых против износа.

Дорожная одежда должна быть прочной независимо от изменения режима увлажнения в течении года . Прочность материалов , используемых в дорожной одежде, зависит от состава движения, т.е. количества разных типов транспортных средств в транспортном потоке , и климатических условий для данного района проектирования. Верхние слои дорожной одежды испытывают значительные напряжения растяжения и температурные изменения, поэтому они должны быть монолитными, плотными, мороза и термостойкие.

Основание-несущая прочная часть дорожной одежды , обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна .Оно не подвергается непосредственному возведению колес автомобилей ,поэтому для его устройства применяют материалы меньшей прочности , чем для покрытия и слоя износа. Основание может состоять из одного или нескольких слоев . В последнем случае верхние слои основания устраивают из более прочных материалов. Для устройства нижних используются менее прочные.

Дополнительные слоиоснования устраивают между основанием и верхней частью з.п. в районах сезонного промерзания грунтов на дорогах I-IV категорий, находящихся в неблагоприятных грунтово- гидрологических условиях. Совместно с покрытием и основанием дополнительные слои обеспечивают прочность д.о. Дополнительные слои из песка, гравия или щебня укладывают на участки з.п. ,сложенных из пылеватых , суглинистых и глинистых грунтов , в которых могут развиваться процессы зимнего накопления влаги и образование пучин , с целью предотвращения вспучивания покрытия. Дополнительные слои одновременно выполняют мороз озащитные и капилляропрерывающие функции.



Для того чтобы грунтовые воды не поднимались по капиллярам , в з. п. по направлению к д. о. устраивают дополнительные слои из местных материалов , укрепленных органическими вяжущими на всю ширину з. п. Дополнительный слой прерывает движение воды. На подстилающий грунт з. п. передается давление от д. о. и транспортных нагрузок , поэтом прочность д. о. может быть обеспечена лишь на однородном, хорошо уплотненном , не подверженном пучению з. п. при обеспечении водоотвода .В связи увел., интенсивности движения необходимо предусматривать возможность усиления по прочности конструкции д. о. , создания дополнительного слоя покрытия и включение нового слоя износа- поверхностной обработки.

Отказ - это такое состояние д.о., при котором требуется проведение кап., ремонта ранее срока, установленного действующими нормами.

Конструкцию д. о. и вид покрытия принимают исходя из т.е. эксплуатационных требований и кат., проектированной дороги . При этом учитывают нагрузку на д. о. и сост., движения, интенсивность т.е., климатические и грунтово-гидрологические условия. Д. о. по способности воспринимать растягивающие напряжения и накапливать пластические деформации, возникающие от действия нагрузок и температурных изменений, подразделяют на жесткие и не жесткие. Типы дорожной одежды: капитальные, облегченные, переходные, низшие.

Жесткие д. о. характеризуются тем ,что один или несколько слоев из бетона обладают сопротивлением изгибу и модулю упругости, практически не зависящими от температуры, влажности скорости нагружения в течении всего срока службы д. о. К жестким д. о. относится монолитные цементобетонные покрытия, асфальтобет. покрытия на основании из цементобетона, сборные покрытия из жб и армобетонных плит.

Нежесткие д. о. представляют собой слоистые конструкции , материал которых х -ется модулем упругости и предельным сопротивлением растяжения при изгибе или параметрами сдвига, сущ., зависящего от температуры и влажности, режима загружения, либо сост., из слоев, материалы которых сопротивляются растяжению при изгибе. К нежестким д.о. относятся асфальтобетон и дегтебетонные покрытия, из каменных материалов, обработанных вяжущими, побочных продуктов промышленности или грунтов без обработки их вяжущими.


9570358145956511.html
9570387007289133.html
    PR.RU™